Среди исламоведов не существует единого мнения на то, когда произошёл раскол в исламе и образовались два его основных течения – суннизм и шиизм. Особенно это касается шиитов, которые составляют меньшинство и, соответственно, в религиозной литературе подвергались критике как секта или группа, образованная позже и отколовшаяся от большинства мусульман. В данной статье проанализированы основные взгляды на вопрос возникновения шиизма, в соответствии с которыми шииты и шиизм: 1) были уже во времена жизни Пророка Мухаммеда; 2) появились после смерти Пророка и как результат проведённых тогда выборов халифа; 3) возникли в последние годы правления халифа Усмана; 4) появились в период после убийства Усмана; 5) возникли после убийства имама Али; 6)появились после событий Кербелы и убийства имама Хусейна. В ходе изучения каждой из точек зрения мы приходим к выводу, что лишь первые две из них являются наиболее аргументированными – и в связи с этим более общепринятыми. В свою очередь первая из них больше признана шиитскими учёными, считающими первыми шиитами наиболее верных сподвижников пророка Мухаммеда и имама Али. Сунитские же учёные, в свою очередь, склонны признавать началом возникновения шиизма либо события после смерти Пророка, либо после смерти Усмана – и связанные с халифатом Али. Также весьма интересными являются различные названия, которые используются в литературе для обозначения шиитов. Возникновение терминов «рафидиты», «турабиты», «алавиты» тесно связаны с исследуемым вопросом и, соответственно, также были освещены в данной статье.
Ключевые слова: шиизм, ислам, история религии, ранний ислам, суннизм
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-59-67
Об авторе
Тагиев Акиф Сахавет оглы – доктор философии, исследователь кафедры исламского права; Университет религий и конфессий (основное место работы); г. Кум, Иран; исследователь департамента социально-культурного разнообразия; Институт Макса Планка по изучению религиозного и этнического разнообразия; г. Геттинген, Германия; tahiiev@mmg.mpg.de |