Основным объектом отражённого в статье исследования являются японские культовые постройки на Северо-Востоке Китая первой половины XX в. В первые три десятилетия XX в. буддийские и синтоистские культовые постройки обеспечивали религиозные потребности японской диаспоры. Важной функцией храмов было также почитание погибших в ходе завоевания Китая душ японских солдат. После захвата японцами в 1932 г. Маньчжурии функции японского буддизма и в особенности синто на Северо-Востоке Китая расширяются. Буддийские и синтоистские культовые постройки становятся способом глубокой трансформации культурного и этнорелигиозного сознания местных жителей в направлении формирования комплекса неполноценности и чувства зависимости от Японской империи. Около 1940 г. командование Квантунской армии начинает проводить религиозную политику, направленную на превращение синто в государственную религию Маньчжоу-Го. Особая функция синтоистских храмов заключалась в укоренении в среде местного населения культа Аматерасу и её «божественных потомков» – японских императоров. Культ Аматэрасу в Маньчжоу-Го выступал в качестве колониальной идеологии, утверждавшей превосходство японцев и Японской империи. Синтоистские культовые постройки и ритуалы выступали в качестве одного из важнейших инструментов религиозной экспансии.
Ключевые слова: синтоизм, буддизм, японские культовые постройки, культурная экспансия, религиозная экспансия, Маньчжурия, Северо-Восточный Китай, религиозный ландшафт
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-3-62-78
Об авторах
Забияко Андрей Павлович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения и истории, Амурский государственный университет; 675027 Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, стр. 7; sciencia@yandex.ru |
|
Ван Юйци – аспирант кафедры литературы и мировой художественной культуры, Амурский государственный университет; 675027 Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, стр. 7; ivan_yuytsi@mail.ru |