Религиозная тематика всегда присутствовала в отечественной культурной традиции. В советский период отношение к ней варьировалось от остракизма до подлинного интереса. Её востребованность деревенской прозой, к которой принадлежат В.Г. Распутин и В.М. Шукшин, обусловлена проблемами в социальной области, а также понижением духовно-нравственного потенциала общества. Выбор автором статьи данных писателей для анализа заявленной темы определяется особенностью их позиций, во многом несовпадающих. Для В.Г. Распутина вера в Бога, как решающий фактор нравственной жизни, не вызывает сомнений. Его герои, ограниченные рамками десакрализованного мира, выпадают и из морально-нравственного пространства. Религиозность для него есть возможность сохранения человеческого в человеке. Для героев В.М. Шукшина Бог – понятие искомое. Его размышления о связи нравственности с верой в Бога нельзя назвать завершёнными. В его произведениях много душевных героев, но мало духовных. Однако душевные переживания героев его произведений – индикатор сдвига человека на ступеньку выше – от души к духу. И у В.М. Шукшина, и у В.Г. Распутина особое место занимает природа, соответственно, как необходимая подпитка, обеспечивающая прочность бытия, и как необходимый этап к миру божественному. Вопросы о соотношении тела, души и духа решаются, преимущественно, в дуалистическом ключе. Однако в онтологически ориентированных рассказах Распутина можно усмотреть и заявления о триедином подходе.
Ключевые слова: деревенская проза, этикоцентричность русской культуры, В.Г. Распутин, вера в Бога как критерий нравственной жизнеспособности человека, природа как ступенька к миру Божьему, В.М. Шукшин, душа
DOI: 10.22250/20728662_2024_1_151
Об авторе
Бязрова Джульетта Бароновна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук, Северо-Осетинский государственный университет; 362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |