SCImago Journal & Country Rank

В статье анализируется текст «Духовного дневника» Игнатия Лойолы в контексте практики «Духовных упражнений». «Духовным дневником» (Diario Espiritual) Игнатия Лойолы принято называть две небольшие тетради с ежедневными записями, в которых он записывал то, что происходило в его душе. В первой части статьи авторы фокусируются на «Духовных упражнениях» – самом известном и влиятельном сочинении Игнатия Лойолы. Проводится разбор структуры «Духовных упражнений» (несколько уровней выражения и несколько уровней коммуникации). Анализируя текст «Духовного дневника» Игнатия Лойолы, авторы рассматривают записи, которые заключались в рамку, либо отчёркивались Игнатием (период с 18 по 27 февраля 1544 года). Значение этих записей раскрывается для читателя через предшествующий личный опыт Лойолы. Предлагается гипотеза интуитивного понимания Игнатием целостности св. Троицы, которая подтверждается сменой открывающихся образов. Авторы реконструируют психологическую эволюцию Игнатия Лойолы, которая отражена в «Духовном дневнике». Авторы приходят к выводу, что месса 21 февраля представляет собой точку перемены в личном мистическом пути Игнатия Лойолы, которая стала возможна благодаря достижению Игнатием полной пассивности воли.

Ключевые слова: Игнатий Лойола, «Духовные упражнения», «Духовный дневник», воля, метафора, молитва, образы, св. Троица.

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.3.128-139

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Николай Львович Мусхелишвили – Доктор психологических наук, профессор Центра изучения религий

Российского Государственного Гуманитарного Университета;

125993, Москва, Миусская площадь д. 6, ГСП-3, muskh.symbol@mail.ru

Михаил Максимович Базлев – магистр религиоведения, аспирант Центра изучения религии

Российского Государственного Гуманитарного Университета;

125993, Москва, Миусская площадь д. 6, ГСП-3, mike-bazlev@yandex.ru