Статья подготовлена в рамках коллективной плановой темы № AAAA-A18-118020800204-0 «Фольклорные традиции и рукописная книжность Европейского Севера: источниковедение, текстология, поэтика, этнографический контекст»
В современном религиоведении категорию времени конфессионального текста принято описывать при помощи оппозиции мирскоесвященное. Не является исключением и текст православный. Однако существуют определённые типы текстов, для которых рамки указанной оппозиции тесны. Речь идёт о текстах народного православия – точнее, о русских фольклорных духовных стихах. Произведения этого жанра наследуют от христианства представление о времени мирском и священном, но по-своему трансформируют его. Православная традиция в фольклорной среде интерпретируется преимущественно в терминах народной культуры: возрастает значение фольклорной троичности, актуализируется представление о мифологическом идеальном первоначале; семиотическое пространство православной традиции обогащается фольклорными представлениями о времени пограничном (полночь, двенадцать часов и т.п.); дополнительной сакрализации подвергается пятница как день Распятия Христа (согласно некоторым духовным стихам, именно на пятницу приходится Вознесение Христа, в существенном противоречии с канонической традицией); наделяются дополнительным сакральным смыслом и события, вообще не получившие в канонических текстах соответствующей этической оценки (например, возраст начала обучения святого грамоте). Бинарная оппозиция мирское–священное трансформируется в своего рода триаду, где в качестве третьего элемента выступают события, происходящие в потоке мирского времени, но наделяемые фольклорным сознанием дополнительными сакральными, символическими коннотациями, восходящими к образной системе народной культуры. Это позволяет говорить о расширении границ священного времени в народном православии. Существенную роль в организации временной структуры духовных стихов играют эсхатологические переживания. Сакрализации подвержены не только события, происходившие в прошлом, но и события предполагаемого будущего (конец света и остановка течения времени).
Ключевые слова: духовные стихи, фольклор, народное православие, мирское, сакральное, категория времени, религиозное сознание
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.1.58-70
Об авторе
Петров Александр Михайлович – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН; Республика Карелия, гор. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |