В конце XVIII века, когда учёные и теологи начали критически изучать Евангелия – основные источники сведений о жизни Иисуса Христа, начались поиски исторического Иисуса. Исследователи обсуждали, был ли он человеком или мифом, а, может, тем и другим одновременно? Существует ли рациональное объяснение совершённым им чудесам? Насколько Евангелия могут рассматриваться в качестве собственно исторических источников, особенно в контексте различий между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна? Ну и, наконец, если Иисус действительно был реальным историческим персонажем – что делать с пробелами в хронологии его земной жизни, т.е. где он был и чем занимался с 14 до 29 лет? Для верующего христианина это не имеет принципиального значения, но пытливый ум исследователя (да и некоторых теологов) не может пройти мимо данного вопроса. Статья возвращает нас к полемике, возникшей в научных и религиозных кругах в конце XIX – начале ХХ веков (и не закончившейся до настоящего времени) по поводу некоего манускрипта, представленного в изданной в 1894 году в Париже книге Н. Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа». Что это – действительно исторический документ середины I века н.э., повествующий о жизни Иисуса Христа на Востоке, или интерпретированная автором версия тибетской легенды?
Ключевые слова: Иисус Христос, Исса, Индия, Тибет, буддизм, монастырь, манускрипт, лама
DOI: 1022250/2072-8662.2017.1.117-125
Об авторе
Погасий Анатолий Кириллович – доктор философских наук, кандидат исторических наук, магистр теологии, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета; 420000, г. Казань, ул. Кремлевская, 35, каб. 1611; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |