В статье на примере творчества одного из ведущих современных религиоведов К. Штукрада анализируется проблематика включения поструктуралистской философии в методологию современного религиоведения. Труды Штукрада с самого начала были подчёркнуто междисциплинарны: он исследовал шаманизм, астрологию, западный эзотеризм, проблему связи науки и религии, применял концепции М. Фуко, Р. Рорти, П. Бурдье, Б. Латура, Э. Фишер-Лихте, Б. Гладигова, У.Дж.Т. Митчелла. Такая методологическая открытость делает его теорию лучшей иллюстрацией как плюсов, так и минусов междисциплинарности в религиоведении. По мнению некоторых исследователей, Штукрад – один из немногих, кому удалось эффективно применить методологию дискурс-анализа в религиоведческих исследованиях. Штукрад прошёл путь от эссенциализма школы А. Февра к постструктурализму в духе Фуко. Общее направление его последних трудов следует логике конструкционистской формы дискурс-анализа. Из теории Штукрада можно вывести следующие положения. Во-первых, популярное в современном религиоведении деление на этический и эмический уровни описания не работает, границы между учёным и тем, что он изучает, между религиоведением и религией, постоянно изменяются. Во-вторых, любое исследование есть в то же время процесс созидания того, что исследуется, следовательно, религиовед создаёт современный ему дискурс «религии», а религиоведение самого религиоведа определяется его личными убеждениями. В-третьих, заменив религию на дискурс «религии», Штукрад нивелирует сам предмет религиоведческого исследования.
Ключевые слова: история религиоведения, постсткруктурализм, дискурс-анализ, эзотеризм, М. Фуко, шаманизм, астрология, наука и религия, эпистемология
DOI: 1022250/2072-8662.2017.1.80-89
Об авторе
Носачев Павел Георгиевич – кандидат философских наук, доцент школы культурологии НИУ «Высшая школа экономики»; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |