SCImago Journal & Country Rank

В статье на основе определения эзотеризма А. Февра предпринимается попытка выявления аналогий этого феномена в истории культуры при помощи его рассмотрения с этнографической (Э. Тайлор, Р. Маретт), мифо-антропологической (Я.Э. Голосовкер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс) и палеопсихологической (Б.Ф. Поршнев) точек зрения в рамках трактовки эзотеризма как мифологической метафизики, остающейся важным компонентом и для традиции единобожия. Сомнению подвергается скептический взгляд, рассматривающий эзотеризм как лишь воображаемый идеологический конструкт (В. Ханеграафф), формируемый господствующей христианской традицией. B статье в рамках эссенциалистского подхода предлагается структурно-антропологическая интерпретация эзотеризма как определённой универсалии мышления, позволяющая рассматривать его в качестве полноценного предмета академического религиоведения. Черты эзотерического мировосприятия, выделенные Февром, реинтерпретируются как неотъемлемая часть так называемой мифологической парадигмы, в рамки которой вписывается эзотерическая идея мезокосма как ускользающей грани, смыкающей взаимосвязанные оппозиции и формирующей универсальный язык корреспонденций, сущностно важный для эзотерической метафизики.

Ключевые слова: эзотеризм, анимизм, романтизм, мифологическое мышление, принцип сопричастия, дипластия

DOI: 1022250/2072-8662.2017.1.62-72 

Скачать статью (PDF)

Об авторе

   

Фиалко Матвей Михайлович – кандидат философских наук,

преподаватель кафедры религиоведения Русской христианской гуманитарной академии;

191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.