«Лаодикийское послание» – сложный для понимания памятник древнерусской литературы конца XV в. Исследователи чаще всего относят его к литературе «жидовствующих» и считают его автором ересиарха Федора Курицына. Одним из основных показателей неортодоксальности памятника является использование в нём понятия «фарисейство». В статье предпринята попытка определить смысл этого факта с учётом многообразия значений понятия «фарисейство» в древнерусской литературе. Установлено, что непосредственным источником заимствования являлась одна из статей «Мерила праведного» Ивана Волка Курицына – «Слово о ересях» Епифания Кипрского. Причиной заимствования была полемика с противниками ереси, которые утверждали, что еретики не верят в загробный суд и воскресение из мёртвых. Такая позиция обозначалась термином «саддукейство». Автор «Лаодикийского послания» использовал термин «фарисейство», чтобы заявить о том, что он и его последователи исповедуют догматы о загробном суде и воскресении из мёртвых. Также термин «фарисейство» позволял автору «Лаодикийского послания» определить свою позицию в вопросах о соотношении предопределения и воли человека, преступления и наказания, светской и духовной власти. Это даёт основание оценить «Лаодикийское послание» как предфилософский текст.

Ключевые слова: «Лаодикийское послание», ересь жидовствующих, Федор Курицын, фарисейство, саддукейство, загробный суд, воскресение из мертвых, свобода воли, преступление и наказание, предфилософия

DOI: 10.22250/20728662_2022_4_22

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Исаков Алексей Александрович – кандидат философских наук, доцент кафедры истории, обществознания и права, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; 607220, Россия, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. Карла Маркса, 36, каб. 63; Blauer-Reiter@yandex.ru