Статья посвящена анализу организации религиозной жизни латышских переселенцев со времени основания крестьянских колоний в Уфимской губернии (Башкирии) в последней четверти XIX в. и до 70-х гг. XX в., времени утраты многих обычаев после десятилетий борьбы советской власти с религией и массового исхода латышей на историческую родину. Впервые целью статьи является выявление роли религии, способствовавшей успешной адаптации, внутриэтнической консолидации латышей, оказавшихся в полиэтническом и поликонфессиональном обществе, разительно отличающемся уровнем культуры и ментальностью, и сохранении этнической культуры. На примере лютеранского проповедника Э.О. Франца показана роль духовных наставников. Выявлены историко-этнографические районы распространения протестантизма. Описана взаимосвязь между переходом в православие и сменой этнической идентичности в пользу русской, между утратой традиционной религии и уникального пласта латышской культуры. Установлено, что религиозная жизнь сельских латышей Башкирии несколько оживилась в 50–70 г. XX в.: относительно регулярно проводились молитвенные собрания пожилых односельчан, справлялись Рождество с организацией детского утренника, другие религиозные праздники; возродились кладбищенские богослужения. Однако в виду отсутствия священников ритуалы ограничивались общей молитвой, чтением Евангелия, пением священных гимнов.

Ключевые слова: переселенцы, латыши, Уфимская губерния, религия, лютеранство, баптизм, православие, культура, пасторы, молитвенные собрания, обряды, коллективизация, репрессии

DOI: 10.22250/20728662_2022_3_35

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Чегодаев Евгений Анатольевич – старший научный сотрудник отдела этнографии,
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН; 450077, Россия, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6; ligo2010@mail.ru