Основой поведения саентологов является «этика», позволяющая отделять «плохие» деяния от «хороших» на основе учения Л. Рона Хаббарда. В дисциплинарном кодексе Церкви саентологии приводится перечень основных нарушений: ошибки, проступки, преступления, тяжкие преступления. Отправление правосудия в случае выявления правонарушений возлагается на систему «юстиции» Церкви саентологии из трёх звеньев: суды капелланов, суды по этике, комитеты свидетельства, а также комитет доказательства, действующий в качестве следственного органа. Каждый орган обладает своими полномочиями, при этом высшим звеном, разбирающим тяжкие преступления, является комитет свидетельства. Урегулирование споров между саентологами также входит в компетенцию указанных органов, однако медиативные функции больше характерны для судов капелланов (одиторов). Активное распространение учения Церкви саентологии в предпринимательской среде привело к появлению уставных комитетов, рассматривающих конфликты между бизнесменами и в трудовых коллективах. Сложная система договоров с членами Церкви саентологии и особенности правовой системы США (светские судьи не имеют права толковать нормы, считающиеся религиозными) позволяют Церкви саентологии перенаправлять гражданские иски бывших саентологов из американских судов в собственные религиозные арбитражи, в которых арбитры принимают решения в пользу Церкви саентологии. Ряд американских исследователей критикуют подобную практику и считают необходимым изменить отношение государства к религиозным объединениям. По мнению автора, органы правосудия Церкви саентологии представляют собой религиозные трибуналы, на низшем уровне которых ещё присутствуют примирительные практики, однако на среднем и высшем уровнях речь идёт уже о привлечении к ответственности нарушителей «этики». Механизм разрешения конфликтов Церкви саентологии можно рассматривать как крайнее проявление корпоративной культуры, когда религиозная философия комбинируется с моделью ведения бизнеса, основанной на обязательном выполнении работниками поставленных задач и строгих внутренних правилах, контроль над соблюдением которых, наряду с администрацией, возложен на корпоративные суды.

Ключевые слова: саентология, саентологическая этика, саентологическая юстиция, суд капеллана, суд по этике, комитет свидетельства, уставный комитет, религиозный арбитраж

DOI: 10.22250/20728662_2022_1_111

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 Мухаметзарипов Ильшат Амирович – кандидат исторических наук, заместитель директора по науке,
Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; 420111, Россия, г. Казань, ул. Лево-Булачная, 36а; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.