Данная статья посвящена изучению роли религии в процессах формирования новых идентичностей. Религия представляется альтернативой светскому национализму, а возрождение новых религиозных идентичностей – реакцией на кризис светского типа нациестроительства. В первой части статьи приводятся исторические предпосылки кризиса теории секуляризации и «религиозного ренессанса», который представлял собой попытку вернуть религию в общественный дискурс. Религиозная идентичность рассматривается как строгий конструкт, который формируется определёнными акторами с использованием различных механизмов. Используя такие термины М. Кастельса (M. Castells), как «легитимизирующая идентичность» (legitimizing identity), «идентичность сопротивления» (resistance identity) и идентичность как «проект» (project identity), автор рассматривает типы конструирования религиозной идентичности с трёх сторон. Анализируя роль религии в процессах формирования новых идентичностей, автор приходит к следующим выводам: 1) религия выступает как фактор легитимности в новых религиозных сообществах, где религия предлагает сакральное обоснование власти; 2) религия выступает как фактор защиты собственной идентичности перед глобализацией, которая выступает в роли враждебной доминантной идентичности; 3) религиозное сообщество выступает как отдельный «воображаемый» конструкт, который в глобальном измерении стирает языковые и этнические границы, но выступает разделяющим фактором в локальных конфликтах. В заключение предлагается дискуссия о будущем новых религиозных идентичностей, которые из-за ослабления государственных институтов могут усилить свои позиции.

Ключевые слова: религиозная идентичность, религиозный фундаментализм, НРД, воображаемые сообщества, секуляризм, национализм

DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.126-135

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 Идрисов Азамат Жамбулатович – магистр религиоведения, независимый исследователь,
г. Нур-Султан, Республика Казахстан azamatidris@mail.ru