В статье рассмотрены те метаморфозы, которые произошли в религиозных практиках различных конфессий в период пандемии. Через усиление, благодаря пандемии, динамики социальных функций религии (интегративной, коммуникативной, нормативно-регулятивной, легитимирующей) автор рассматривает изменения в структуре современной религиозности, выделяя и характеризуя три основных типа: институциональную, индивидуальную и индивидуально-институциональную религиозность. Особое внимание автор обращает на индивидуально-институциональный тип религиозности, полагая, что носители именно этого типа религиозности испытали наименьшие психологические проблемы в связи с закрытием церквей, мечетей, костёлов, молитвенных задний. Анализируя социальные функции религии, и, в частности, коммуникативную функцию, автор подробно рассматривает процесс виртуализации религии, значительно усилившийся в последние полтора года («киберрелигия», «онлайн религия»), указывает на тесную взаимосвязь между индивидуально- институциональным типом религиозности и динамикой коммуникативной функции религии, нашедшей отражение, в частности, в усилении виртуализации религии. Ключевую тенденцию в изменении структуры религиозности автор видит в изменении соотношения между тремя её основными типами в сторону процентного увеличения носителей индивидуально-институциональной религиозности.

Ключевые слова: структура религиозности, социальные функции религии, виртуализация религии, индивидуальная религиозность, религия и пандемия

DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.104-117

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Элбакян Екатерина Сергеевна – доктор философских наук, эксперт Центра религиоведческих
и этнокультурных исследований и экспертизы,
Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ; 119606, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84; elbakyanes@gmail.com