Тенденции цифрововизции, активно развивающиеся в Российской Федерации в последние десять лет, оказывают влияние на протестные настроения людей, разделяющих религиозное мировоззрение. Авторов публикации интересовали исключительно цифровые формы протестной активности в рамках традиционных конфессий российских провинциальных городов, а именно православия и ислама. В виду малого количество населения, исповедующего иудаизм в провинциальных городах Российской Федерации, и из-за догматических оснований традиционного буддизма, крайне негативно относящегося к любым формам протестов против существующих политических, экономических и социальных реалий, эти конфессии не дали сколько-нибудь значительных примеров виртуального протеста в сети интернет. Авторы чётко разделяют легальные формы цифрового протеста в религиозной семиосфере и формы религиозного экстремизма и ксенофобии, которые также лежат за границами научного интереса авторов настоящего исследования. Предметом настоящего анализа стали формы виртуальной протестной активности в сети интернет, которые классифицируются по следующим направлениям: протест против религии как института, защищающего существующие политические, экономические и социальные устои российского общества с точки зрения атеизма и других конфессий и религиозных систем; протест против существующей официальной конфессиональной иерархии в рамках нормативного религиозного дискурса; протест против внутриконфессиональных догматов, имеющих целью реформы, или раскол. В основе протестной цифровой активности лежит маргинальная религиозная идентичность, которая не затрагивает нормативно-конфессионального дискурса, а формируется в рамках политического, мифологического, идеологического дискурсов. Протестные настроения против религии как социального института, или атеистический протест, коррелируют с политическими и социально-экономическими протестными настроениями в провинциальных городах России.

Ключевые слова: цифровизация, протест, религиозная семиосфера, маргинальная религиозность

DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.110-118

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Юрасов Игорь Алексеевич – доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; 440052, Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33Б; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Танина Мария Алексеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; 440052, г. Пенза, ул. Калинина, 33Б; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юдина Вера Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; 440052, г. Пенза, ул. Калинина, 33Б; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.