Культурная память мусульман формирует определённый способ коммуникации, мышления, который инструментализируется сообществом верующих для религиозного дискурса в мечети, книгопечатании, медийных проектах, образовании. Воспроизводство коллективной памяти происходит через героев истории – фигуры воспоминания. Последние служат пространственными и временными ориентирами памяти группы и становятся моделями и образцами для подражания. В данной статье проводится краткий анализ мест памяти героев исламской истории в культурной идентичности мусульман Российской Федерации. Решение этой задачи приблизит к пониманию самоидентификации, религиозной жизни и ментальности российского сообщества верующих. Основными личностями в мусульманской истории выступают пророки, сподвижники, благочестивые правители и военачальники, великие учёные-богословы, праведники. Для определения значимости личности для культурной памяти перед авторами стояла задача сократить их перечень конкретными инструментами для изучения большего корпуса данных. Для этого использовался инструмент анализа Google Trends, на основе которого была выведена иерархия запросов героев исламской истории. В статье приводится интерпретация полученных данных. Рассматривается стратегии коммеморации, использующиеся мусульманским сообществом для воспроизводства культурной трансмиссии, а также существующие травмы и формы замалчивания. Отсутствие единого российского исламского метанарратива является препятствием для объединения верующих мусульман и их интеграции в национальную культурную повестку.

Ключевые слова: коллективная память мусульман, культурная память, историческая память мусульман, история ислама, мусульмане России, фигуры воспоминания

DOI: 10.22250/2072-8662.2020.4.37-48

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 

Надыршин Тимур Маратович – младший научный сотрудник отдела религиоведения;
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН; 450077, Россия, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6 ; timurimp@mail.ru