Статья посвящена некоторым историко-культурным аспектам тунгусо-маньчжурского шаманства на примере анализа различных типов сакральных лиц – шаманов, гадателей, предсказателей, колдунов. Впервые приводится систематизация данных по категориям сакральных лиц тунгусо-маньчжуров. Исследуются версии их происхождения, культурные особенности, атрибуты и этимологии их названий. Шаманы тунгусо-маньчжуров делились на несколько категорий – лечащие, сказители и отправители первых поминок, большие, способные отправлять в мир мёртвых души людей. Название амурских лечащих шаманов такот, таочинки и начинающих шаманов туй эвенков сопоставимы с глаголом тай «знать, угадывать» и возможно связаны с представлениями о дао китайцев и тибетцев. Шаманы-сказители нингматы тунгусо-маньчжуров могли совершать ритуалы первых поминок у огня, лечебные и промысловые камлания. Шаманы-колдуны гэйен гадали и лечили с колокольчиком и в фольклоре были связаны с творением мира. Большие шаманы касаты у нанайцев, шаншо у эвенков были способны отправлять души умерших людей в мир мёртвых и были связаны с Полярной звездой – проходом между мирами. Удаганки тунгусо-маньчжуров носили платья с колокольчиками и относились к категории белых лесных шаманов. Предсказатели тудины нанайцев, считавшиеся сильнее шаманов, имели зеркала и духа-покровителя, но не имели костюма в атрибутике. Они сопоставимы с уйгурскими провидцами во сне. Категория шаманов-воинов бэгин у эвенков и больших шаманов, родовых жрецов погун шаман у маньчжуров сопоставимы с тюрко-монгольскими бэгэ-боо – родовыми шаманами-жрецами, белыми шаманами. К категории белых шаманов также относились воины-предводители-шаманы сенинг эвенков, сопоставимые с китайскими и маньчжурскими шаманами-предсказателями и колдунами – шэнгэ. С этой же категорией были связаны по данным фольклора нанайские шаманы айдо, удэгейские айни и эвенкийские ая дяличи танга, другое их название лунгарин от нингматы шаманы-сказители. Эта категория сопоставима с названием главного шаманского духа-покровителя нанайцев Аями, образованного от глагола ая – творить – у якутов, восходящего к аналогичному индоевропейскому слову. В заключение автор отмечает центральноазиатские и восточноазиатские связи тунгусского шаманства.

Ключевые слова: шаманизм, категории сакральных лиц, сакральная лексика, тунгусо-маньчжуры, религиозные атрибуты

DOI: 10.22250/2072-8662.2020.2.53-61

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Сем Татьяна Юрьевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Российский этнографический музей;
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная 4/1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.