Статья посвящена новым формам коммуникации с мёртвыми, появившимся в современном мире под влиянием технического прогресса. Это формы контакта, основанные на применении различных технических устройств, как правило, фото- и аудио-, реже – видеоаппаратуры. Большинство из них опираются на так называемый феномен электронного голоса, «открытый» в шестидесятые годы двадцатого века Фридрихом Юргенсоном, и спиритуалистическую фотографию, которая была широко популярна в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. В семидесятые годы двадцатого века за этими видами коммуникации закрепилось общее название «инструментальная транскоммуникация». В статье рассматриваются основные способы и содержание процесса инструментальной транскоммуникации, обоснование данного явления его исследователями, соотношение роли оператора и функций устройства в этом процессе. Рассмотрены картины мира, использующиеся исследователями для обоснования своих опытов и их результатов, соотношение современных методов с теми, которые применялись последователями спиритуализма, а также цели, которые ставят перед собой те, кто практикует различные методы инструментальной транскоммуникации. Уделено внимание истокам указанных методов, изменениям, произошедшим в отдельных способах коммуникации с мёртвыми, с их появлением, а также их применению современными российскими исследователями. Затронуты вопросы о возможности отнесения данного вида коммуникации с умершими к практикам некромантии, а сообществ тех, кто их практикует – к мистико-эзотерическим. Рассмотрение перечисленных вопросов является важным для понимания изменений, происходящих в традиционных магических практиках под влиянием технического прогресса в современном обществе.

Ключевые слова: эзотеризм, некромантия, общение с умершими, современные технологии, современный эзотеризм

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.37-43

Скачать статью (PDF)

 Об авторе

 

Новикова Анастасия Александровна – аспирантка ЧОУ «Русская христианская гуманитарная академия»;

191023, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, 15; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.