Статья посвящена анализу возникшей в феноменологии религии теории пандинамизма, истоки которой восходят к предложенной в XIX веке английским антропологом и религиоведом Робертом Мареттом категории Силы. Для этого рассматривается религиоведческая система самого популярного голландского феноменолога Герардуса ван дер Леува, в частности, подробно разбирается его феноменологическая система описания религии через теорию пандинамизма, которая до сих пор в отечественной литературе не получила освещения. Излагается учение о самой главной, по мнению ван дер Леува, категории любой религии – Силе – как внеморальной категории, выделяется ключевая характеристика Силы – её инаковость по отношению к человеку, утверждается, что именно элемент инаковости определяет ход религиозной жизни во многих её проявлениях, а трансформация представлений о Силе и порождает всё многообразие верований. Далее в статье рассматривается учение ван дер Леува о субъекте религии (человеке), разбираются выделенные им три центральных категории религии – Сила, Воля, Форма, – из сочетания которых вытекает всё разнообразие существующих типов религий (религии бегства, борьбы, покоя, беспокойства, бесконечности, сострадания, напряжения, послушания, величия, смирения, любви). В заключении статьи рассматривается общеупотребимая для антропологов и этнологов XIX – первой половины XX веков электрическая метафора в её приложении к науке о религии.

Ключевые слова: феноменология религии, антропология религии, Роберт Маретт, Герардус ван дер Леув, мана, табу, оренда, субъект религии

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.1.114-120

Скачать статью (PDF)

 Об авторе 

 

Самарина Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН;

109240, г. Москва, Гончарная ул., д.12, стр.1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.