Исследование поддержано грантом президиума РАН. Проект I.1.24 Программы фундаментальных исследований президиума РАН

 Статья посвящена изучению этноконфессиональных и правовых аспектов в досоветской практике управления Дагестанской областью. Российская Империя являлась одной из самых колоритных в этническом и конфессиональном отношениях стран мира. К концу ХIХ века Российская империя охватывала территорию почти в 22,5 млн. кв. км., а её 125,7-миллионное население составляли русские (около 42,0 %) и ещё две сотни последователей различных религий и верований, в том числе ислама (11,1 %), иудаизма (4,2 %), буддизма (0,5 %). С включением Дагестана в состав России феодальная форма правления (ханства) была ликвидирована (1868 г.). Институты гражданского самоуправления сельских обществ были адаптированы к общеимперским целям управления и подчинены царской администрации. Административно-территориальное размежевание на низовом уровне в целом соответствовало традиционному делению на сельские общества. Было сохранено прежнее административное деление на наибства (административные единицы, от арабского نَائِب (nāʾib) помощник, заместитель главы). Было восстановлено выборное сельское управление, созданы сельские и окружные суды, а также областной Дагестанский народный суд. Судьи избирались, но под надзором царской администрации. В социальной сфере прослеживается осознанное стремление дагестанцев к самоутверждению на местах в качестве представителей царской власти, к инкорпорации в военную и экономическую элиты Российской Империи, к получению русского образования, освоению русской культуры. Новая модель управления Дагестаном, как и всякая административная система, не могла удовлетворять интересы всех слоёв дагестанского общества и, с этой точки зрения, была далека от совершенства. Однако в тот конкретный исторический период ничего более приемлемого для удержания края в стабильности и спокойствии никем из царских стратегов предложено не было. Во всяком случае, дагестанцы получили более или менее понятную им форму правления. Административное обустройство и новый порядок судопроизводства, узаконенные Положением об управлении Дагестанской областью от 5 апреля 1860 г., в целом соответствовали традиционной системе управления и, с точки зрения общественного спокойствия, не вызывали особого беспокойства царской администрации.

Ключевые слова: Адат, Шариат, политическая культура Дагестана, имперский опыт управления.

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.1.29-37

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Магомедханов Магомедхан Магомедович – доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН;

367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75;  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ченcинер Роберт – почетный  исследователь  Колледжа св. Антония 

Оксфордского  университета (Великобритания);

12 Lloyds Square, London, WC IX 9BA; chenciner@clara.net

Гарунова Саида Магомедхановна – младший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН;

367032, Россия, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева 45; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.