Коренными жителями в Канаде считаются только индейцы, а они составляют не более 2% населения. Это говорит о Канаде как о стране по преимуществу иммигрантской и потому богатой разнообразием языков, религий, культур. При этом анализ взаимосвязи религии и языка с конкретной этнокультурой позволяет заключить, что в условиях канадской иммиграции такая связь между религией и культурой отражает специфику последней гораздо сильнее, нежели связь между культурой и национальным языком. Начиная с рубежа XX–XXI вв. Канада испытывает значительное усиление миграционных потоков и, соответственно, переживает изменения в религиозной картине. Так, если не учитывать традиционную религиозность индейцев, то можно утверждать, что за 1991–2001 гг. более всего увеличилось число мусульман (на 129 %), а менее всего – иудеев (на 3,7 %). Весьма значительно увеличилась численность представителей сербского православия, христианских древневосточных церквей, а также буддизма, индуизма, сикхизма. Протестантизм обнаруживает явную тенденцию к сокращению, а отказ от какой-либо религиозности вообще – к увеличению. Статистический анализ этой религиозной динамики позволяет руководящим структурам не только выявить действительные миграционные тенденции в стране, но и повысить эффективность государственного управления в целом.
Ключевые слова: Канада, этнокультурное разнообразие, религиозный плюрализм, религия и этнокультура, миграционные процессы, религиозная динамика.
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.4.126-130
Об авторе
Иванова Ирина Ивановна, доктор философских наук, профессор, Кыргызско-Российско Славянский университет (Кыргызстан, Бишкек) |