Статья посвящена рассмотрению эволюции гносеологических воззрений профессора Казанской духовной академии В.И. Несмелова. Впервые представлен анализ некоторых аспектов ранней работы по гносеологии казанского мыслителя «Проблема знания. Опыт исследования природного начала и формы философского знания» (1888 г.). Анализируются следующие концепты гносеологии «позднего» Несмелова: 1) проблема взаимоотношения религиозной веры и научного знания; 2) проблема субъект – объектных отношений; 3) проблема рационального и эмпирического процессов познания. Показана значимость духовного опыта и религиозной веры в гносеологических взглядах Несмелова. В рассмотрении проблемы сознания в начале своего творчества Несмелов делает упор на чувственном опыте, но впоследствии, говоря о познании, связывает его с внутренним опытом, который понимается им более фундаментальным, нежели внешний. Основным объектом философии Несмелов начинает считать человека, а главным способом познания истины о человеке он объявляет самопознание, то есть внутренний опыт. В поздних работах Несмелова целостное познание мира возникает из синтеза религиозной интуиции, мистических прозрений и дискурса философии и естествознания, т.е. и вера, и разум играют важную роль в осмыслении мира, человека, Абсолюта, в ранней же работе Несмелов резко разводит религию и философию, причём философию отождествляет с эмпирическими науками, подчёркивая важность научного знания в осмыслении мира, вера, практически, им не рассматривается как возможный метод познания мира. Поздний Несмелов, наоборот, критикует эмпиризм, говорит о разумном истолковании фактов, принижая роль данных чувственного опыта.

Ключевые слова: философско-религиозная антропология, теизм, духовно-академическая философия, гносеология, вера, знание

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.87-114

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

  

Сулема Альбина Александровна – ассистент департамента философии и религиоведения

Школы гуманитарных наук ДВФУ; 690920, Приморский край, Русский, Кампус ДВФУ, ул. пос. Аякс, корп. F;

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.