Статья посвящена описанию первых дней творения и их завершения с наступлением священного дня отдохновения у На̄с̣ира ═усрава. В представлении этого мыслителя мир веры слагается из двух компонентов: духовного и физического. Духовный мир, находящийся вне времени и пространства, состоит из Вселенского Разума и Вселенской Души. Он предшествует здешнему, более низкому, физическому миру и его временным циклам. К существованию вызываются из ничего два великих ангела духовного мира. В материальном мире этим ангелам соответствуют на̄т̣ик̣ и аса̄с, «провозглашающий» (божественное откровение) и «основа» (эзотерического толкования). Шесть на̄т̣ик̣ов, и седьмой – к̣а̄ʾим, являются владыками старших циклов, также известных в качестве великих дней. Эти дни также делятся на семь дней. Последние образуют младшие циклы, являющиеся циклами има̄мов. Иногда эти периоды различают по названиям циклов, именуя старший цикл на̄т̣ик̣ов даур, и соотнося младший цикл с има̄мом. Бог сотворил мир веры за шесть дней, – циклы Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мух̣аммада. В субботу, седьмой день, мудрые обретут радость, правда восторжествует навеки, и свет знания рассеет тьму невежества. В данной статье учение На̄с̣ира Хусрава анализируется в контексте исмаилитской традиции.

Ключевые слова: На̄с̣ир Хусрав, таʾвӣл, небесная и земная исмаилитская иерархия, к̣а̄ʾим, священный день отдохновения

DOI: 1022250/2072-8662.2017.1.41-48

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

  

Шафик Н. Вирани – доктор исторических наук (ближневосточные языки и цивилизации,

заслуженный профессор истории), заведующий кафедрой истории Университета Торонто,

директор-учредитель Центра южноазиатских цивилизаций, Канада; Университет Торонто,

кафедра религиоведения, 170 St. George Street, Room 322, Toronto, Ontario M5R 2M8, Канада NE 153A,

кафедра исторических исследований, 3359 Mississauga Road N. Mississauga, ON L5L 1C6, Канада;

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.