В статье поднимается вопрос о возможности бытования атеизма в культуре русского общества позднего средневековья. При этом автор исходит из необходимости разделять рациональное и иррациональное неверие, теоретический и практический атеизм. О практическом атеизме можно говорить уже применительно к эпохе феодальной раздробленности. В то время практический атеизм был средством сопротивления углубляющейся христианизации общества. В период формирования централизованного русского государства практический атеизм отражал кризис феодальной церкви. Признаки теоретического атеизма появляются только в условиях завершения этого процесса и связаны с критикой не феодальной, а стандартизированной государством религиозности.

Ключевые слова: неверие, практический атеизм, теоретический атеизм, средневековый атеизм, ересь жидовствующих, ересь Феодосия Косого

Скачать статью (PDF)

Об авторе

  

Исаков Алексей Александрович – канд. филос. наук, доцент кафедры теологии и истории культуры

Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;

607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. Карла Маркса, 36, каб. 43; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.