Статья посвящена анализу христианской символики образа бабочки в русской поэзии XX века. Бабочка рассматривается как религиозно-философский символ, включающий в себя основные аспекты духовного развития человека и пути его духовного становления на пути к Вечности. На примере стихотворений русских поэтов XX в. (М. Кузмина, Л. Эллиса, Г. Корина, Д. Кедрина, В. Шаламова, А. Кудряшевой и др.) демонстрируется, что образ бабочки сопряжён как с Евангельскими сюжетами, так и с религиозными воззрениями XXXXI века (идеями Вл. Соловьева, богословскими эссе В. Кречетова, М. Шполянского и Н. Василиадиса). В ходе герменевтического, семиотического, мотивного и интертекстуального анализа выявляются такие символические коннотации образа бабочки как аллегория утраченного рая (бабочка символизирует гармонию божественного мира до момента грехопадения и является воплощением божественной любви и милосердия); аллегория Страстей Христовых (бабочка может символизировать как путь страдания человека, утратившего в себе веру и божественную природу, так и страдания самого Христа, подобные мотивы актуализируются евангельскими сюжетами «Моления о чаше» и «Распятия Иисуса Христа», являющимися, в свою очередь, аллегорией двойственности самой человеческой природы, включающей в себя борьбу божественного и физического начала); воплощение «разящего слова» (бабочка становится символом праведной мести через поэтическое искусство и вместе с тем воплощает идею самопожертвования); наконец, бабочка выступает как символ возрождения души (в образе бабочки реализуется гностическая идея спасения и преодоления телесной смерти. Здесь душа-бабочка воспринимается как метафизическая субстанция, перешедшая из плоскости времени в пространство вечности и готовящаяся к «пятому рождению» – Страшному Суду»). В статье делается вывод, что бабочка в поэтическом пространстве являет собой не столько художественный образ, сколько аккумулирует в себе важнейшие аспекты русской православной духовно-религиозной картины мира.

Ключевые слова: христианство, религиозная символика, Апокалипсис, Страсти Христовы, Евангелие, путь Души, богочеловек, таинство, сакральный символ, мифопоэтика, религиозно-философское осмысление, символ, канон

DOI: 10.22250/20728662-2025-3-158-167

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Болдырева Елена Михайловна – доктор филологических наук, профессор Института иностранных языков, Юго-Западный университет КНР;
400715, КНР, г. Чунцин, район Бэйбэй, ул. Тяньшэн, д. 2; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Асафьева Елена Валерьевна – преподаватель русского языка и литературы, ГПОУ ЯО «Ярославский колледж управления и профессиональных технологий»;
150042, Россия, г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 31А; tvist_o@list.ru