SCImago Journal & Country Rank

Критике идей социализма и марксизма русская духовно-академическая философия не уделяла существенного внимания вплоть до начала ХХ в. Доминировал этический подход в восприятии новых социально-философских доктрин, в частности, осуждение идей политического радикализма («противления и разрушения») и классовой борьбы («социальной вражды»). В 60–70-е гг. ХIX века критика была в основном связана с обращением к анализу работ французских предшественников научного коммунизма – А. Сен-Симона, Г. Бабёфа, Э. Кабе, А. Фурье, а также русского радикального писателя Н.Г. Чернышевского. Православные философы оказались неподготовленными к обсуждению социально-экономических проблем и критике политэкономии марксизма. Альтернативой классовой борьбе православные авторы признавали христианскую благотворительность и «христианское братское общение», что не являлось адекватным ответом на тот вызов, который был брошен марксистским социально-экономическим учением. Кроме того, царская цензура начиная с 80-х гг. и до середины 90-х гг. ХIХ века (в период правления Александра III) запрещала вообще что-либо писать о социализме и марксизме. Такое замалчивание лишь способствовало усилению привлекательности социалистических идей и росту влияния политического радикализма в России.

Ключевые слова: православный теизм, консервативная идеология, христианский социализм, утопический социализм, марксизм, богоборческий атеизм.

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.4.111-117

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Пишун Сергей Викторович – доктор философских наук, профессор,

профессор Департамента философии и религиоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ;

Уссурийск; pishoons@mail.ru