Статья посвящена реконструкции взглядов одного из крупнейших представителей русского философского теизма – С.Л. Франка – на природу и сущность вероучительных догматов христианства. Главный вопрос, привлекающий его внимание, связан с решением проблемы: как должен относиться к догматическим формулам религиозный философ? Каковы границы применения и степень свободы их истолкования? Однако прояснение позиции российского философа-теиста позволяет ответить на более общий вопрос: как вообще возможна религиозная философия, если философское мышление предполагает критическое отношение к любому суждению, а религиозная догматика решительно отвергает всякую попытку критики. Кроме того, излагая собственное понимание природы и сущности религиозных догматов, философ опирается на свой личный религиозный опыт, пускает читателя в интимную глубину своего религиозного мироощущения. Франк исходит из двойственной природы догматического положения, совмещающего в себе мистический и эмпирический аспекты бытия: как результата религиозного опыта богообщения и как культурно-исторического феномена. Поэтому он рассматривает ещё и вопросы генезиса и функционального назначения догмата, его воздействия на духовную культуру. Понимание догмата как результата синтеза коллективного (общечеловеческого) и индивидуально-личного религиозного опыта позволило С.Л. Франку отстаивать своё право на его свободное истолкование, которое оказывается выявлением смыслов и ценностей христианского вероучения.

Ключевые слова: С.Л. Франк, религиозная вера, догмат, религиозный опыт, религиозная истина, богоявление, откровение

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.2.80-84

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 

Куляскина Ирина Юрьевна – доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры философии и социологии Амурского государственного университета;

675027 Амурская область, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, корп. 1, ауд. 316; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.