В статье анализируются антропологические воззрения П. Тейяра де Шардена и его видение проблемы первородного греха в свете христианского мировоззрения. Предлагается рассмотреть основные принципы тейяровской антропологии и его противопоставление двух моделей понимания первородного греха. В результате анализа становится очевидным, что основная интенция его философии – это преобразование христианского вероучения в соответствии с эволюционной картиной мира, взятой из естествознания. Для Тейяра важно, чтобы мир изначально был в состоянии множественной раздробленности, так как таким образом он снимает ответственность за существование зла в этом мире с Бога с одной стороны, а с другой делает зло неотъемлемой частью эволюции, тем самым создавая реальность, где люди нуждаются в искуплении от зла первородного греха, и это искупление даёт им Бог. Примат естествознания по отношению к религиозной картине мира наиболее очевиден в попытке расширения аллегорического метода толкования и, по сути, превращения его в основной метод. Именно научное мировоззрение для него является отправной точкой в его рассуждениях и проблема, которую он ставит в области мировоззренческого диалога, скорее может быть редуцирована к вопросу о том, как видоизменить религиозное миросозерцание в соответствии с научным, а не к вопросу об интерпретации научных методов и фактов в религиозно-апологетическом ключе.

Ключевые слова: диалог мировоззрений, религия, наука, экзегетика, первородный грех, трансформизм, эволюционизм, тейярдизм

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.2.58-63

Скачать статью (PDF)

Об авторе

  

Шушаков Егор Сергеевич – аспирант кафедры философии религии и религиоведения

Московского государственного университета им. Ломоносова;

119192, Ломоносовский просп., 27, к. 4, Москва; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.