Зарождение «политического богословия» традиционно связывают с творчеством 1960–1970-х гг. католического богослова Й.Б. Метца и протестантского теолога Д. Зёлле. Однако в России актуализация данного идейно-теоретического течения произошла намного раньше – в начале XX века. Как показывает анализ социально-политических программ русского православного обновленчества начала XX века, февраля-октября 1917 года и 1920-х гг., за это время успела сформироваться самобытная модификация православного «политического богословия», развивающего социально-политические следствия христианской вести. Оформление и практическое применение «политического богословия» тормозилось нерешённостью вопроса о характере взаимоотношений церкви и государства; со спадом революционной волны и укреплением советской власти обновленчество заявило о своей готовности сотрудничать с государством. Одной из причин постепенной трансформации «политического богословия» в специфическую форму «богословия власти», где антихристианское государство интерпретируется в качестве фундамента «новой» церкви в пост-капиталистическом мире является тот факт, что обновленчество было вторично по отношению к социальной революции и не стало богословским основанием для самих социальных процессов, а было вынуждено вновь прибегнуть к помощи государства.

Ключевые слова: политическое богословие, богословие власти, Русская революция, русское православное реформаторство, обновленчество, эсхатология, государственно-церковные отношения

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.2.23-34

Скачать статью (PDF)

Об авторе

  

Головушкин Дмитрий Александрович – кандидат исторических наук,

доцент кафедры социологии и религиоведения

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена;

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 20, ауд. 214; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.